728 x 90

Какие границы раскрывает агломерация?

Какие границы раскрывает агломерация?

Слово «агломерация» сегодня всё чаще и чаще звучит как в официальных документах федерального правительства и региональной власти, так и в средствах массовой информации.

Агломерационные процессы активно изучаются учеными и обсуждаются на представительных форумах, посвященных вопросам регионального развития. Что же скрывается за этим термином?
Агломерация — это сближение населённых пунктов, поселений, которые связаны не только территориальной близостью друг к другу, но и экономическими, культурно-бытовыми, социальными связями, как, например, у нас – города Саратов и Энгельс. Городские агломерации породил рост промышленного развития. К концу ХХ века городское население составляло уже 50% от количества жителей планеты.

Саратовская агломерация
Началом создания городских агломераций на территории нашей области стало Соглашение 2017 года о взаимном сотрудничестве между Правительством области и органами местного самоуправления по вопросам развития Саратовской агломерации.
В состав Саратовской городской агломерации вошли города Саратов, Энгельс, Красноармейск, а также Гагаринский административный район МО «Город Саратов», Энгельсский, Красноармейский и Татищевский районы. (Слайд 1).
Общая площадь Саратовской агломерации составляет почти 11 тысяч квадратных километров, из них более 60% — земли сельскохозяйственного назначения. На её территории проживает около 1,3 миллиона человек, или 54% её жителей, сосредоточен значительный образовательный, научный, производственный потенциал всего региона.
Совершенно очевидно, что такое весомое во всех отношениях территориальное образование, как Саратовская агломерация, не могло развиваться без Стратегии пространственного и социально-экономического развития, которая и была разработана в 2021 году в соответствии с Соглашением между Правительством области и Фондом ДОМ.РФ.
В «Стратегии» дан анализ состояния народно-хозяйственного комплекса области, в том числе городов и сельских поселений, вошедших в Саратовскую агломерацию. Определены вызовы развития, основные показатели (стратегические цели), которые должны быть достигнуты к 2030 году, перечень приоритетов развития агломерации. (Слайд 2).
Чаще всего в агломерации есть город — ядро – и населённые пункты вокруг – пригородная зона. В Саратовской агломерации роль последней выполняет, в первую очередь, бывший Саратовский, а ныне Гагаринский административный район.
Главным отличительным признаком, характеризующим население пригорода, является его отношение к труду на земле, животноводческих фермах. В настоящее время многие жители пригорода считают, что источник дохода и благополучия для них расположен в городе, а не в сельской местности. В целом население пригорода всё больше тяготеет к городскому образу жизни. Это послужило основанием включить населённые пункты всего Саратовского муниципального района в состав ядра Саратовской агломерации.
Ядро агломерации стало более сложным. И не только пространственно с учётом того, что МО «Город Саратов» теперь второй (после Москвы) по площади муниципалитет, но и по структуре. Оно вобрало в себя как индустриальную часть, представленную промышленными предприятиями Саратова и Энгельса, так и аграрную, представленную всей территорией Гагаринского административного и Энгельсского районов. Саратовская агломерация из чисто городского типа трансформировалась в индустриально-аграрную.

В «Стратегии пространственного и социально-экономического развития Саратовской агломерации до 2030 года» в качестве стратегических целей названы развитие промышленности, цифровых и зелёных технологий, качество городской среды.
Все это является весьма важным, но относится только к жителям городов, входящих в Саратовскую агломерацию. А ведь на её территории проживает 183 тысячи человек сельского населения, или 30% от всего сельского населения области. Но, к сожалению, уровень жизни сельчан порой значительно отстаёт от городского. И это подтверждено многочисленными исследованиями, в том числе трудами учёных НОЦ ПИУ имени П.А. Столыпина и данными экономического блока администрации Саратова.
Между тем в Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Достойная жизнь должна создаваться безотносительно к месту проживания, то есть быть достойной и в городе, и в селе.

Время не стоит на месте. Стратегия в значительной мере является документом теоретического характера. На момент работы над ней не было возможности учесть в полной мере изменение ядра агломерации (присоединения Саратовского муниципального района к МО «Город Саратов»); политико-экономические реалии сегодняшнего дня, активизировавшие процесс импортозамещения; проект по созданию сети государственных индустриальных парков.
В связи с этим члены Проектного офиса, созданного в прошлом году при ГКУ СО «Центр развития Саратовской агломерации и индустриальных парков», посчитали необходимым внести в перечень приоритетов развития Саратовской агломерации до 2030 года вопросы повышения качества сельской среды и развития АПК, которые могут быть успешно реализованы в агломерации нового типа – индустриально-аграрной.
1. Прежде всего, уникальность ядра индустриально-аграрной агломерации меняет саму структуру интеграции, создаёт возможность установления взаимовыгодных отношений между аграрными и промышленными кластерами, в целом между городом и селом.
2. Появляется возможность внутри кольца транспортной и логистической доступности впервые в России расположить полные циклы производственных цепочек от выращивания до полной переработки.
В целом Саратовская индустриально-аграрная агломерация может выступить моделью территорий лидерского социально-экономического развития за счёт соединения внутри себя всех компонентов и секторов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до посевных площадей и ферм и от фермы до компаний цифровой сферы. И на этой основе повысить качество жизни как жителей, занятых аграрным трудом, так и занятых в индустрии, науке и социальной сфере.
3. Новый тип агломерации позволяет создать эффективную систему мониторинга реализации приоритетов развития агломерации, определить основной социально-экономический контур Саратовской агломерации и представить образ её будущего и на этой основе выработать управленческие решения, направленные на реализацию социальных ожиданий как населения, так и органов власти и бизнеса.

Выявив и подробно изучив особенности нашей агломерации, члены Проектного Офиса вышли с инициативой обратить внимание Правительства России на данные факты и разработать пилотный проект плана её развития. (Фото 1).
В качестве меры поддержки данной инициативы сотрудниками нашего учреждения был найден способ её реализации, а именно – воспользоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2022 года № 996, инициирующим разработку долгосрочных планов развития крупных и крупнейших городских агломераций.
Работая во взаимодействии со специалистами Центра стратегических разработок (г.Москва) и министерством инвестиционной политики области, удалось провести с руководством департамента планирования территориального развития в министерстве экономического развития Российской Федерации совещание, на котором наша инициатива нашла поддержку.
Это позволит при участии специалистов ЦСР и минэкономразвития России, непосредственно погруженных в этот процесс в масштабах всей страны:
— доработать проекты нашей Стратегии и приземлить их в практическом плане реализации;
— сформировать такой долгосрочный план развития Саратовской агломерации, который продвинет её на лидирующие позиции и сделает доступными нам новые бюджетные финансовые инструменты и увеличит объём средств, получаемых по ним, так как выделяться они будут на уже утвержденные на государственном уровне проекты;
— оказать поддержку инициативам и усилиям Вячеслава Володина, лоббиста агломерационного развития страны – вице-премьера Правительства России Марата Хуснуллина по решению насущных проблем более чем половины населения нашей области.
Напомним, во время их визита в Саратовскую область в начале мая был озвучен ряд вопросов, касающихся развития как ядра Саратовской агломерации (продление городской набережной, строительство очистных сооружений, имиджевая работа на Проспекте Столыпина), так и её периферии (строительство Южного обхода вокруг Саратова, реализации второго этапа строительства Парка покорителей космоса). (Фото 2).

Карусель записей

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована. Обязательные поля отмечены символом *

Отменить ответ

Последние записи

Топ авторов

Комментируемое

Избранное видео